Качество работы и отношение к клиенту на первом месте !

Новости

Бортовая электростанция

БОРТОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ  Когда речь заходит об источниках электрической энергии в автомобиле, первым делом нередко вспоминается аккумуляторная батарея. Между тем главным "снабженцем" электроэнергией аккумулятор является лишь в короткий период запуска двигателя или на стоянке с заглушенным мотором, но если двигатель работает, батарея, как правило, становится одним из многочисленных потребителей энергии, вырабатывает которую генератор. Оказаться в роли дополнительного источника аккумулятор может, когда по причине одновременного включения множества потребителей генератор перестанет справляться с обязанностями и ему, чтобы обеспечить энергией всех, требуется помощник. А стать главным во время работы двигателя аккумулятор способен лишь в случае отказа генератора, что, к сожалению, в эксплуатации случается достаточно часто. Откуда берется ток Генератор вырабатывает ток благодаря явлению электромагнитной индукции. Зарождается ток в обмотках статора, который неподвижно закреплен в корпусе генератора. А порождает его электромагнитное поле, создаваемое обмоткой якоря, вращающегося в подшипниках крышек генератора. Перед запуском двигателя на обмотку якоря подается напряжение от аккумулятора. При запуске якорь, связанный с коленчатым валом двигателя ременной передачей, начинает вращаться, и электромагнитное поле его обмотки индуцирует в обмотке статора переменный электрический ток. В выпрямительном блоке генератора (другое название - диодный мост) этот ток становится постоянным, а регулятор удерживает напряжение выработанного тока в пределах, необходимых для работы бортового электрооборудования, независимо от скорости вращения коленчатого вала. Как только напряжение достигнет номинального значения, которое в зависимости от марки автомобиля и генератора составляет 13,5-14,8 вольт, генератор сам начнет питать обмотку возбуждения якоря, а аккумулятор переходит в режим зарядки, превращаясь из источника в потребитель. Со статором все понятно - он неподвижен, но как подводится ток к обмотке якоря, если якорь непрерывно вращается? Эту задачу выполняет подвижное контактное соединение, состоящее из коллектора и щеток. Коллектор связан с якорем и вращается вместе с ним. Щетки под действием пружин перемещаются в своем держателе, прижимаются и скользят по контактным кольцам коллектора, чем обеспечивается постоянство питания обмотки якоря. Внутренние слабости Выше были перечислены практически все места, из-за которых генератор периодически требует ремонта. В обмотках якоря и статора возможны обрывы и межвитковые замыкания, однако эти неисправности занимают далеко не первое место в перечне проблем генератора. Вероятность столкнуться с отказом выпрямительных блоков и реле-регуляторов напряжения существенно выше, но по частоте возникновения ремонтных случаев первенство, несомненно, принадлежит щеточно-коллекторному узлу. Трение щеток о контактные кольца коллектора сопровождается износом, и однажды наступает момент, когда трущиеся детали изнашиваются до такой степени, что щетки перестают доставать до коллектора, после чего обмотка якоря остается без электропитания, а генератор прекращает вырабатывать энергию. Кроме того, щетки способны еще и потерять подвижность в гнездах своего держателя из-за попадания продуктов собственного износа, посторонней пыли и другой грязи. Контактные кольца изнашиваются медленнее щеток и как минимум одну-две замены щеток способны выдержать. Вообще говоря, контактные кольца служили бы еще дольше, если бы щетки менялись не по факту окончательного износа, о котором сигнализирует не гаснущая после запуска двигателя контрольная лампа на приборном щитке и посаженный "в ноль" аккумулятор, а досрочно. От высоты щеток зависит сила, с которой пружины прижимают щетки к кольцам. Чем меньше высота щеток, тем хуже щетки прижимаются к кольцам, что способствует искрению в контактах и электрической эрозии. Но чтобы проверить высоту щеток, генератор нужно разобрать, чего автовладельцы делать не будут. Изнашиваются также подшипники якоря. При их замене надо учитывать, что якорь вращается со скоростью, в несколько раз превышающей скорость вращения коленвала, поэтому долговечность можно ждать только от качественных подшипников. Влияние извне  Из деталей, составляющих ременный привод, непосредственно к генератору нужно отнести шкив. Шкивы большинства современных генераторов оборудованы обгонными муфтами. Такая муфта предназначена сглаживать нагрузки, передающиеся на привод генератора по причине неравномерности работы двигателя, рывков, сопровождающих переключение передач, инерции якоря и других вращающихся деталей генератора. Как показывает опыт эксплуатации, ресурс муфты не превышает 100 тыс. км. Если муфта вышла из строя, то долго не "проживет" не только сам ремень, но и его натяжитель, а также шкив коленвала. Ремень же, а точнее его натяжение, - это скорее внешний фактор, влияющий на долговечность подшипников якоря и шкива генератора в старых автомобилях, где предусматривалось натяжение ремня вручную. Если ремень перетянут, худо приходится подшипникам. Слабо натянутый ремень скользит по шкиву, из-за чего не только изнашивается сам, но и изнашивает рабочую поверхность шкива. Проскальзывающий ремень свистит, и это первый признак того, что ремень необходимо подтянуть. При работе генератор сильно нагревается. Для защиты от перегрева, ведущего к повреждению изоляции и другим проблемам, в генераторах преимущественно применяется воздушное охлаждение, но встречаются агрегаты и с водяным охлаждением. Для охлаждения воздухом используется вентилятор, крыльчатка которого вращается вместе с якорем, из-за чего генератор превращается в "пылесос", втягивающий через вентиляционные отверстия в крышках пыль и взвешенные капельки влаги. Вот это и плохо, так как вода с растворенной в ней солью инициирует коррозию. В первую очередь от коррозии страдают детали, изготовленные из электротехнической стали. Их в буквальном смысле этого слова раздувает, причем до такой степени, что исчезает зазор между ротором и статором, после чего генератор заклинивает. Случалось, что по этой же причине разрывало корпусные детали генератора. В результате сильная коррозия может превратить генератор в узел, вообще не подлежащий восстановлению.  Генераторы с водяным охлаждением внутренней коррозии не подвержены, так как их корпус герметичен, а рубашка охлаждения генератора включена отдельным контуром в систему охлаждения двигателя. Однако в эксплуатации такие агрегаты показали себя крайне чувствительными к малейшим проблемам с охлаждением, и вызвать их перегрев с последующим отказом может, например, небольшая паровая пробка, совершенно безопасная для двигателя. Существенное влияние на долговечность оказывает нагрузка, которую генератор испытывает во время работы. Необходимость заряжать сильно разряженный аккумулятор и одновременно обслуживать многочисленные включенные потребители, в том числе и такие мощные, как например, кондиционер, обогрев заднего стекла или сидений, способствует перегреву генератора и увеличивает вероятность его досрочного выхода из строя. В принципе половина всех бед генераторов современных автомобилей как раз и связана с тем, что суммарная мощность потребителей не только близка, но и нередко превышает мощность генератора. Человеческий фактор Часто генераторы становятся жертвами действий самих владельцев автомобилей. К чему ведет несвоевременная замена заклинившей обгонной муфты или изношенного ремня, а также неправильное его натяжение и отсутствие контроля за натяжением, говорилось выше. Требуется следить также за состоянием аккумулятора. Необходимость постоянно заряжать батарею, в которой по внутренним причинам, например из-за старения и появления замыканий между пластинами электродов, силен саморазряд, отнимает у генератора, по мнению специалистов, существенную часть ресурса. И нормальную, но глубоко разряженную батарею лучше довести до нормы не с помощью генератора, а на стационарном зарядном устройстве. "Дедовские" способы проверки исправности генератора отсоединением клемм от аккумулятора при заведенном двигателе или чирканьем провода от выводной клеммы генератора по деталям, связанным с "массой" автомобиля, для современных генераторов неприемлемы, так как ведут к перегоранию регулятора напряжения и выпрямительного блока. Немалую опасность для генератора таит процедура запуска двигателя "прикуриванием". По мнению специалистов, занимающихся ремонтом автомобильного электрооборудования, более-менее безопасным "прикуривание" является только в случае запуска мотора от аккумулятора машины-донора, а значит, на доноре двигатель должен быть заглушен. В случае запуска, когда на доноре работает двигатель, источником энергии является не аккумулятор донора, как должно быть, а его генератор, и для него нагрузка может оказаться чрезмерной. Кроме того, крайне важно не перепутать клеммы при подключении проводов, так как в противном случае сгорает диодный мост. Уберечь внутренние части генератора от попадания влаги трудно, особенно если расположен генератор близко к поверхности дороги. Путь фонтанам воды, летящим из-под колес, когда автомобиль на скорости влетает в лужу, преграждает пластиковая грязезащита, однако помимо фонтанов есть еще и водяной туман. К тому же некоторые владельцы, чтобы облегчить работы по замене масла и масляного фильтра, снимают эту защиту, а после обслуживания вообще не устанавливают ее на место. Разумеется, не надо мыть двигатель без особой необходимости, но уж если придется, то генератор желательно упаковать в целлофан.  Не менее вредны для генератора попавшие внутрь топливо, моторное масло, жидкость гидроусилителя руля и другие технические жидкости. Любая из них не только разъедает щетки, но и превращает сосредоточенную у щеточно-коллекторного узла графитовую пыль, которая является продуктом износа щеток, в токопроводящую субстанцию, еще больше ускоряющую выгорание щеток и коллектора. За герметичностью узлов и трубопроводов, расположенных выше генератора, надо следить, появившиеся течи немедленно устранять. И последний вопрос - энергетический баланс. Дело даже не в том, что кроме предусмотренного штатно электрооборудования часто автомобиль дополнительно доукомплектовывают еще чем-то. Дома в одну розетку никто сразу четыре обогревателя не включает. Забравшись после зимней стоянки в машину, владельцы без тени сомнения включают обогрев заднего стекла, зеркал и сиденья, а если обогрев предусмотрен и для лобового стекла, то и его тоже. Одновременно на полную мощность врубается печка, а чтобы заглушить шум от ее вентилятора, на полную же включается и музыку. А вокруг темень - глаз выколи. Значит, надо добавить свет... Позаботившись о себе, не забываем о двигателе, прогревая его на холостом ходу. Все это, конечно, хорошо, но за все хорошее надо платить. И заплатить придется преждевременным ремонтом генератора, работа которого в этот момент сопоставима с режимом короткого замыкания.  

 КАЖДЫЙ СТАРТЁР КОГДА-ТО ДОГОРИТ Запустить двигатель - ничего другого от него не требуется. Выполнив свою миссию, далее стартер больше никак не вмешивается в работу автомобиля. Учитывая, что запуск мотора редко занимает более 10-15 секунд, стартер по идее должен быть намного надежнее и долговечнее немалого числа деталей, узлов и механизмов, которые трудятся все время, пока машина движется, а стартер просто едет "пассажиром" в моторном отделении автомобиля, однако вероятность выхода из строя этого агрегата существует всегда. Разумеется, эта вероятность зависит от условий эксплуатации, и риск столкнуться с неисправностью стартера гораздо выше на автомобиле, преимущественно используемом в непродолжительных, но частых городских поездках, особенно когда этот автомобиль - такси, чем в случае с машиной, в основном занятой в междугородных перевозках. Тем не менее существуют и другие факторы, влияющие на срок службы стартера и обуславливающие появление тех или иных его неисправностей. Когда попытка - настоящая пытка  Стартер должен обладать мощностью, достаточной для уверенного запуска двигателя даже в сильный мороз, когда приходится преодолевать сопротивление загустевшего моторного масла. Но и занимать под капотом место для перевозки лишних килограммов веса - недопустимая по нынешним временам роскошь. Поэтому конструируют стартеры так, чтобы необходимую для запуска мощность получить в пределах ограниченных габаритных размеров, из-за чего запас прочности, которым любой стартер наделен по отношению к электрическим и механическим нагрузкам, оставляет желать много лучшего.  Говоря проще, стартер рассчитан только на кратковременный режим работы. Длительные включения ему противопоказаны по причине перегрева обмоток и интенсивного выгорания и изнашивания щеток и коллектора якоря. Кто этого не понимает и подолгу безуспешно пытается запустить двигатель, оказывает стартеру медвежью услугу. Если мотор не завелся максимум через 10-15 секунд, то стартер необходимо выключить и сделать перерыв, чтобы перегретые детали могли остыть. А две-три неудачные попытки запуска - это показатель, что с двигателем не все в порядке, ибо, будучи исправным и правильно отрегулированным, он еще не завелся бы только в экстремальные морозы. Стартер, конечно, не подскажет, где именно надо искать неисправность - в системе питания, зажигания, если мотор бензиновый, предпускового подогрева, если дизель, или еще в чем-то. Однако дальнейшая "пытка" стартера попытками запуска не только потребует обращения к специалистам по двигателю, но и ускорит визит на станцию, занимающуюся ремонтом автомобильного электрооборудования. Купания не впрок Стартер, как и любой другой агрегат электрооборудования, чувствителен к попаданию грязи и влаги. Правда, в отличие от, например, генератора, который при наличии собственного вентилятора для охлаждения работает во время движения подобно пылесосу, стартер от проникновения внутрь пыли и брызг воды защищен несколько лучше хотя бы потому, что выключен. Тем не менее это не означает, что можно, не особенно опасаясь за стартер, форсировать на автомобиле глубокие лужи. Наличие под моторным отделением штатной пластиковой грязезащиты, встречающейся на многих моделях автомобилей, пусть и не на сто процентов, а лишь частично, но уменьшает опасность попадания в стартер того, из-за чего инициируется внутренняя коррозия и ускоренный износ. Жаль, что раскрошить такую защиту при движении по плохим дорогам сущий пустяк. Если пластиковой защиты не было вовсе или она потерялась, есть смысл подумать об установке стальной защиты, тем более что это является еще и действенным способом предохранить маслокартер двигателя и другие низко расположенные в моторном отделении детали от повреждений при контакте с дорожным покрытием.  Осторожность следует соблюдать не только во время преодоления водных преград, но и при мойке двигателя. Без особой на то необходимости мыть двигатель не нужно, а если придется, то стартер стоит обернуть пленкой и не усердствовать с поливанием его водой. Не менее нежелательно попадание внутрь стартера топлива, моторного масла и других технических жидкостей, используемых в автомобиле. Любая из них может оказывать агрессивное действие на детали стартера, превращать сосредоточенные в районе щеткодержателя продукты износа щеток в токопроводящую "кашу", которая под действием высоких токов начинает гореть и выжигать щетки. В современных автомобилях с их плотной подкапотной компоновкой над стартером всегда найдется какой-нибудь узел или трубопровод, способный подтекать. Медлить с устранением течей нельзя - специалистам, занимающимся ремонтом стартеров, известны случаи, когда стартер за считаные дни выходил из строя из-за того, что на него что-то капало сверху.  Что еще не оставлять без внимания Естественно, нельзя оставлять без внимания любой шум, сопровождающий работу стартера. Если при включении стартера стал слышен скрежет, значит, появилась проблема в зацеплении шестерни бендикса с венцом маховика. Когда стартер включился, но жужжит вхолостую, то и здесь, скорее всего, виноват бендикс. Если после поворота ключа в замке зажигания под капотом слышна "пулеметная" очередь щелчков, то под подозрение попадает тяговое реле стартера, разрядившийся аккумулятор или окислившиеся клеммы и наконечники проводов. В любом случае шум не сулит ничего хорошего, и если вовремя не разобраться с его причиной, не исключено, что стартеру впоследствии может потребоваться не ремонт, а полная замена.  Мнение специалиста :- Убежден, что безвредным для стартера может быть включение только на 5-7 секунд. Когда больше, это уже чревато. От перегрузки стартер ничем не защищен. Сейчас появились модели, где мотор запускают кнопкой, и там может быть таймер, но это редкость, а в обычных машинах сколько ключ в замке зажигания держат в положении "старт", столько стартер и работает. Если двигатель запустить не удалось, стартеру надо дать время для отдыха в соотношении один к трем ко времени запуска. То есть если стартер поработал, скажем, 10 секунд, то как минимум полминуты после этого он должен остывать, и только затем можно повторить попытку. Когда человек этого не понимает, когда гоняет стартер долго и без передышки - все, это наш клиент. Если на стартер что-то капает - масло, жидкость гидроусилителя, бензин, - тоже готовьтесь к ремонту. Я знаю случаи, когда за день-два технические жидкости разъедали новые щетки полностью. Щетки создают проблемы чаще всего, но все-таки втулки - самые важные детали в стартере. В них вращается якорь, и малейший его перекос в этих втулках ведет к тому, что энергия, которую стартер потребляет, в основном тратится не на то, чтобы раскрутить двигатель, а на преодоление внутреннего сопротивления в самом стартере. Стартер берет больший ток, горят щетки, горит втягивающее реле, а мотор еле-еле крутится. В гараже или самостоятельно изношенные щетки поменяют, но если оставить старые втулки, радоваться рано. Мы меняем втулки при каждой разборке стартера - вещь копеечная, но на самом деле очень важную роль играет.  Вердикт "Автобизнеса" "Все отболит, и мудрый говорит: каждый костер когда-то догорит..." Догорит и стартер, вопрос только когда. Ответ на него находится в прямой зависимости от того, сколько раз в течение рабочего дня на конкретном автомобиле приходится включать стартер. А дополнительные факторы риска надо по возможности исключить.    Я - ВОДЯНОЙ  Все, что при работе сильно нагревается, нуждается в охлаждении. Иначе жди перегрев с самыми разнообразными последствиями для узла или агрегата, в котором он случился. Автомобильный генератор не исключение, и хотя для его защиты от перегрева преимущественно используется воздушное охлаждение, на ряде машин встречаются генераторы с водяным охлаждением. Как правило, более эффективного, чем воздушное, охлаждения требуют генераторы, которыми оснащаются автомобили премиум-класса. Насыщенность таких моделей дополнительным оборудованием обязывает установленные на них генераторы быть достаточно мощными, но чем выше вырабатываемая мощность, тем сильнее нагрев и актуальнее проблема перегрева. Попутно водяное охлаждение решает еще одну злободневную для машин премиум-класса проблему: благодаря звукоизолирующему действию слоя жидкости, которая окружает генератор с водяным охлаждением, существенно снижается уровень шума, сопровождающего работу генератора, особенно если он мощный и из-за этого массивный. И, кстати, еще неизвестно, что именно было приоритетным при разработке "водяных" генераторов - эффективность охлаждения или практическое отсутствие шума?  Прочь влияние извне  То, что генератор с водяным охлаждением заключен в герметичный корпус, также представляется преимуществом. Агрегаты с воздушным охлаждением регулярно становятся жертвами пыли и влаги, вместе с воздухом втягиваемых внутрь через вентиляционные прорези в крышках и корпусе. От коррозии, вызываемой влагой, в первую очередь страдают детали, изготовленные из электротехнической стали, и нередко из-за внутреннего ржавления генератор вообще не подлежит восстановительному ремонту. "Водяные" генераторы от воздействия внешних факторов защищены конструктивно, и это позволяло надеяться на увеличение срока службы агрегата.  Перечисленные выше достоинства давали генераторам с водяным охлаждением хороший шанс получить широкое распространение. Тем не менее дело застопорилось. Не подверженные влиянию извне, такие генераторы оказались весьма чувствительными к внутренним неурядицам в системе охлаждения двигателя, к которой они подключены отдельным контуром. Пятая колонна Почему не было учтено, что в условиях реальной эксплуатации в системе охлаждения со временем осаждается накипь, обладающая хорошими теплоизоляционными способностями, увеличивается вероятность течей жидкости, появления паровых пробок, неисправностей термостата и других вопросов, сейчас уже неважно. Важно, что генераторы с водяным охлаждением продемонстрировали неприспособленность к долговечной работе в обстановке ухудшающегося с увеличением пробега охлаждения, реагируя на проблемы с теплоотводом уже на стадии, когда самому двигателю ухудшение обстановки еще ничем не угрожало. Типичная неисправность, обусловленная недостаточным охлаждением, - выгорающие диодные мосты. Генератор Mercedes-Benz цельнопогружного типа и его наружный кожух, на сленге называемый "кастрюлей" Когда пошли отказы, "водяные" генераторы выказали еще одну особенность своей натуры - неважную пригодность для ремонта по сравнению с агрегатами, имеющими воздушное охлаждение. Это надо учитывать при необходимости ремонта и обращаться за помощью на крупные специализированные СТО, где уже накоплен опыт и отлажена технология ремонта, что увеличивает шансы на успех. Стоимость ремонта "водяного" генератора без учета работ по его снятию и последующей установке в автомобиль - от 100 у.е. При установке отремонтированного генератора обратно на двигатель есть серьезный нюанс - крайне важно не "завоздушить" систему. Покупая автомобиль с "водяным" генератором, надо отдавать себе отчет, что в машине одним потенциально беспокойным местом станет больше Вердикт "Автобизнеса" В конечном итоге от генераторов цельнопогружного типа начали отказываться в пользу гибридных конструкций, где каналы для жидкостного охлаждения предусмотрены в корпусе статора. К сожалению, вести по-прежнему неутешительные - надежность диодных мостов воздушно-водяных агрегатов также трудно признать достаточной. Поэтому, покупая автомобиль с "водяным" генератором, надо отдавать себе отчет, что в машине одним потенциально беспокойным местом станет больше.  Мнение специалиста ":- Если в машине стоит генератор с водяным охлаждением, от владельца требуется внимательнее следить за уровнем антифриза. Даже самая незначительная течь должна устраняться немедленно. Разовые защелки на шлангах вместо хомутов - это бич. Кто несет ответственность, если включил чайник без воды? Владелец. Опять же воду из крана в систему охлаждения нельзя заливать ни в коем случае. А антифриз применять только качественный, а не то, что первое увидел на прилавке. Когда машина не едет, включать лишь необходимые устройства. Даже если на стоянке двигатель работает, помпа крутится медленно, нормального охлаждения нет. А у нас ведь как? Машина стоит, но сколько в ней есть кнопок - должны быть включены все. Печка на полную мощь, подогревы сидений, стекол и зеркал, а если жара - кондиционер и еще "видик", чтобы веселее было стоять. Большая нагрузка на генератор и недостаточное охлаждение - это два главных условия, необходимых, чтобы диодный мост приказал долго жить.